Земля Подольская: вся информация про Подольский муниципальный район

День сегодняшний

Подольский район расположен на юге Московской области. Его площадь составляет 28,2 тыс. гектар. Граничит с Ленинским, Домодедовским, Чеховским муниципальными районами и административной границей г.Москвы. В пределах территории Подольского района, но не входящими в его состав, находятся города Подольск, Климовск. На территории Подольского района расположено 76 населенных пунктов, в которых проживает около 37 тыс. человек.

Вехи большого пути: Краеведческие заметки о Подольском районе

В 2014 году нашему району исполняется 85 лет. Однако прошлое земли подольской далеко не исчерпывается тремя четвертями века. Образно его можно представить как дорогу сквозь столетия, даже сквозь тысячелетия. На этом долгом пути были свои рубежи и этапы, свои вехи. И самая первая, вне всякого сомнения, связана с появлением человека на территории подольского края.

Углубляясь в прошлое

Древнейшие поселения на подольской земле, известные археологам, относятся к эпохе среднего каменного века – мезолита. К сожалению, стоянки в долине реки Моча, у деревни Кутьино и села Ознобишино, практически полностью уничтожены распашкой. Отдельные находки позволяют специалистам сделать вывод о присутствии древнего человека в этих местах примерно 7-8 тысяч лет назад. Несколько лучше сохранилось поселение Дубровицы 2 на мысовом участке в устье Десны. Здесь проводились охранные раскопки. “Находки мезолитического времени, - пишет руководитель археологической экспедиции М.И. Гоняный, - сделаны в северной части памятника. Они представлены небольшой серией кремневых предметов, включающих нуклеусы, скребки, в том числе и концевые резцы, ножевидные пластины, иногда ретушированные…” Территория современных Дубровиц привлекала людей и в более поздние времена. Так, непосредственно у церкви Знамения обнаружены следы крупного древнерусского поселения. Предварительные итоги исследований М.И.Гоняный сформулировал так: “На основании археологических материалов можно с уверенностью сказать, что низовья и приустьевая часть Десны периодически заселялись и осваивались человеком на протяжении последних 8-9 тысячелетий, причём наиболее активно в I тыс. до н.э. и в средневековье, в конце XII – XVII веках”.

По следам древнего добрятина

А вот вопрос о том, присутствовал ли человек на нашей земле в более давние времена, в эпоху палеолита, остаётся открытым. И получить на него ответ можно лишь в том случае, если проводить в Подольском районе систематические археологические исследования. Результаты их могут быть самыми неожиданными, порой сенсационными. К примеру, из Уставной грамоты 1137 года смоленского князя Ростислава Мстиславича известно о существовании древнего Добрятина, выплачивающего дань в пользу Смоленска. Неоднократно предпринимались попытки, порой весьма фантастические, связать это сообщение с подольской землёй. До сих пор в публикациях встречается утверждение, что город основал в Х столетии знаменитый полководец Добрыня Никитич. По настоянию краеведа А.А. Подъячева были начаты раскопки, которые показали, что первая волна заселения славянами Подмосковья прошла по подольскому краю. Население проникало сюда с юга, из смоленских земель, с середины XI века. Характерными памятниками славянской колонизации в нашем районе являются Добрятино, Жданово, Стрелково, Щербинки, Макарово… На восточной окраине д. Жданово были раскопаны остатки бронзолитейной мастерской и жилища ювелира. Из находок выделяются великолепно сохранившиеся в богато украшенной шкатулке складные весы.

Да воссияет и нам, грешным, свет твой присносущный...

Много удивительного таит подольская земля. В 2001 году при раскопках древнерусского поселения близ деревни Кутьино археологи обнаружили миниатюрную (1 х 2 см) нательную иконку с поясным изображением Спаса Вседержителя. Символично, что святыня вернулась к людям накануне посещения нашего района патриархом Московским и всея Руси Алексием II. По предположению заведующего отделом Государственного исторического музея М.И. Гоняного, бронзовый образок конца XIII – начала XIV века мог быть исполнен в располагавшемся неподалёку городе Перемышле Московском (сейчас на этом месте спортбаза). Из подобных находок, когда-либо сделанных в Подольском районе, эта – самая древняя. Она убедительно свидетельствует о глубине православных традиций наших предков.

Великий день нашей славы

Верность духовным традициям не раз спасала нашу страну от разорения и гибели. Несколько раз такие судьбоносные события происходили на подольской земле. В декабре 1370 года литовский князь Ольгерд осадил в Москве великого князя Дмитрия Ивановича. Тогда Владимир Андреевич Серпуховской “ополчивъся” в Перемышле, угрожая литовскому флангу. Сюда же на выручку поспешил князь Владимир Дмитриевич Пронский с рязанской ратью. В результате Ольгерд запросил перемирия и отошёл от Москвы. А спустя два столетия, летом 1572 года, над Москвой нависла новая страшная угроза. “Царь Крымской, - сказано в летописи, - пришед с похвалою, хотя грады разоряти и христианство погубляти”. Намерения крымского хана Девлет-Гирея точно передаёт современник: “…хотяще уже до конца опустошити землю оную и самого того князя великого (Ивана Грозного – Р.Л.) выгнати из царства его…” На подмосковной земле, на пространстве от Серпухова до столицы, произошло многодневное сражение, получившее название битвы при Молодях. Решающие события произошли на территории современных Чеховского и Подольского районов. Русские войска под умелым командованием воевод Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина наголову разбили крымцев. “Сей день, - отмечал Н.М. Карамзин, - принадлежит к числу великих дней нашей воинской славы: россияне спасли Москву и честь…”

При высочейшем присутствии государя Петра Великого

Не только воинской славой предков овеяна подольская земля, но и выдающимися духовными свершениями. Память минувших эпох хранят десятки православных храмов. Самые древние из сохранившихся в районе возведены в конце XVII столетия. Такие, к примеру, как церкви Рождества Христова в Варварине и Николая Чудотворца в Никольском-Колчеве. А самая потрясающая наша святыня заложена 1690 года июля 22 дня. Триста лет назад дубровицкий храм, “всяким благолепием и утварью снабденный, 1704 года, февраля 11 дня, в пятницу, при высочайшем присутствии государя Петра Великого и благоверного государя царевича и великого князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ, освящён первосвященнейшим митрополитом Стефаном Яворским”. Побывавший за семь лет до этого в Дубровицах Иван Погорельский отметил в дневнике:” А церковь такова удивительная и резная вся… что такой и в Москве удивительной по нынешнее время не было…” Столько времени прошло, а оценка не утратила своей актуальности. Ничего подобного не встретишь больше на Руси Великой. …Постоим возле церкви-пророчицы, церкви-предвестницы, Церкви-знаменья, знаменья века, который грядёт. Зодчий выверил точно. Четыре пологие лестницы Чуть замедленным ритмом готовят стремительный взлёт, - стихи Владимира Британишского невольно заставляют задуматься о связи времён, о перекличке эпох.

Во Славу Отечества

Ещё одна веха нашего прошлого: в усадьбе Остафьево Николай Михайлович Карамзин написал семь томов знаменитой “Истории государства Российского” и приступил к работе над восьмым.

"За храбрость"

Известно, что на подольской земле было положено начало конца наполеоновскому нашествию. После Бородинской битвы, когда была оставлена Москва, здесь развернулась знаменитая операция М.И. Кутузова, получившая название Тарутинского марша-манёвра. 6 октября произошло Тарутинское сражение. “Лёгкие наши войска с артиллериею, подкрепляемые конницею и пехотою, преследовали отступающего в большом беспорядке неприятеля за село Вороново”, – сообщал журнал военных действий русской армии. Участвовал в этом бою и “Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк”. Когда Наполеон перешёл русскую границу, владелец Дубровиц 22-летний Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов обратился к императору с письмом, предлагая вносить свой годовой доход в пользу государства на весь период войны. Вместо этого ему было предложено сформировать на свои средства конный полк из дворовых крестьян и вольнонаёмных дворян. Среди прочих в полку проходили службу известные поэты В.А. Жуковский и П.А. Вяземский. А граф Дмитриев-Мамонов был удостоен золотой сабли с надписью “За храбрость”. В повести А.С. Пушкина “Рославлев” говорится о Москве 1812 года: “Везде толковали о патриотических пожертвованиях. Повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим имением”.

С любовью и усердием

Ещё о духовных традициях. Во второй половине XIX - начале XX века в Подольском уезде огромным почитанием пользовалась Иерусалимская-Бронницкая икона Пресвятой Богородицы. По преданию, чудотворный образ прекратил в городе эпидемию холеры. Московский краевед Н.Ф. Токмаков сообщал: “Ежегодно в начале сентября в уездный город Подольск из уездного города Бронницы приносима бывает Иерусалимская икона Божией Матери; это празднество справляется ежегодно с большою торжественностью и великолепием. Местные прихожане встречают икону Царицы Небесной с любовью и усердием, собирая трудовые копейки для служения молебнов перед своими домами. В 1894 году по случаю проливных дождей и вообще ненастной погоды, а следовательно и разлива реки Пахры, деревни Холопова и Агафонова, как находящиеся за рекою Пахрою, лишены были посещения их Царицею Небесною, о чём многие из них сильно скорбели”.

Из золотого фонда России

Бабенский токарно-игрушечный промысел – явление уникальное. И в связи с высоким художественным уровнем лучших изделий. И потому, что стараниями мастера Сергея Виданова получил в наши дни второе рождение. О том, что матрешка, “придуманная” подольскими токарями, стала символом нашей страны, и говорить не приходится. И все же придется. К сожалению, в литературе встречаются весьма своеобразные толкования, цель которых совершенно прозрачна. Позволим себе цитату из подмосковного выпуска краеведческого альманаха “Отечество” (М., 1996). Статью о народных промыслах подготовила профессор И.Г. Истомина: “Многие токари из Сергиева Посада были известны своим виртуозным мастерством. Так, в 1910 году токарь Ф.Е.Ромахин из д. Голохвастово выточил 100-местное яйцо, ставшее одним из уникальных экспонатов художественно-педагогического музея игрушки Сергиева Посада. От сергиевопосадских мастеров пошла “гулять” по России и такая знаменитая игрушка, как матрешка”. Интересно узнать, где находится деревня Голохвастово? (Для тех, кто интересуется вопросом, рекомендуем книгу Сергея Виданова “Бабенский игрушечный промысел”, вышедшую в свет в 2002 году в Подольске).

"Даруй мир твоему жилищу"

Удивительные подробности предстают перед нами, когда обращаемся к истории храма Успения Божией Матери в селе Валищево. Строился он в основном усилиями местного жителя Ивана Сергеевича Кочетова. Подготовительные работы начались в 1903 году, а в 1907-м – кладочные. Великое же освящение храма произошло в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1920 году. Пожалуй, это последний подобный случай в Советской России. Спустя 80 лет в Подольском районе, в поселке Шишкин Лес, был заложен первый в стране храм во имя только что канонизированных мучеников за веру. Освящение храма Новомучеников Подольских состоится 18 сентября нынешнего года.

Районирование для крестьян и рабочих

Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 14 января 1929 года была образована Центрально-Промышленная область с центром в г. Москве (позднее её переименовали в Московскую, но административный передел длился довольно долго). Тогда же началось районирование, причем Подольский уезд делился на два района: Подольский и Краснопахорский. “Значение настоящего районирования, - отмечала газета “Подольский рабочий”, - требует прежде всего, чтобы оно было известно широким слоям рабочих и крестьян…” Состоявшийся 17-18 августа 1929 года первый Подольский районный съезд Советов сформировал райисполком, первым председателем которого стал Иван Николаевич Карпов. Вновь созданный орган власти решал различные вопросы: хозяйственные, культурные, образовательные. Время было непростое, шла кампания борьбы с “религиозными пережитками”. Так что решения о закрытии храмов тоже принимались. В том числе дубровицкого. Однако обратим внимание на другое обстоятельство. В 1930 году в Подольский райисполком поступило предписание из Московского отдела народного образования, в котором обращалось внимание на состояние известнейшего архитектурного памятника – бывшей церкви Знамения и предлагалось принять меры к его охране. Об этом забывать не следует.

"В междуречье Пахры и Десны"

С подольским краем связаны лучшие страницы лирического творчества выдающегося русского поэта Александра Твардовского. Весеннее стихотворение о природе нашего района печаталось миллионными тиражами: Отыграли по дымным оврагам Торопливые воды весны. И пошла она сбавленным шагом В междуречье Пахры и Десны. Где прямою дорогой, где кружной – Вдоль шоссе, по закрайкам полей. И помятые, потные дружно Зеленя потянулись за ней. Описание безукоризненно точное. А для нас важное ещё вот почему. Междуречье Пахры и Десны начинается (или завершается – это с какой стороны смотреть) именно в Дубровицах, одном из красивейших и исторически значимых мест нашего района.

Ростислав ЛАЗАРЕВ.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
13 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
Поделитесь нашей информацией в социальных сетях